top of page
Поиск

Ограничения для защитника (адвоката) в уголовном процессе

  • Фото автора: Денис Наставшев
    Денис Наставшев
  • 1 нояб. 2022 г.
  • 3 мин. чтения

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на получение юридической помощи. В уголовном процессе подозреваемые и обвиняемые имеют право на защитника, который и будет оказывать квалифицированную юридическую помощь, представляя интересы указанных лиц. Защитник в уголовном процессе является самостоятельным субъектом, наделённым некоторыми правами и обязанностями. Но часто имеющиеся у защитника права ограничиваются судом и следствием. Об этом и поговорим в этой заметке.



Статус защитника в судебном производстве.


Как уже упоминалось выше, в уголовном процессе подозреваемые и обвиняемые имеют право на защитника. Такой вывод был сделан в уголовном судопроизводстве за многолетнюю (не одно столетие) практику, так как только защитник может грамотно сопоставить все факты и доказательства, которые предъявляет обвинение, и предотвратить ошибки в уголовном преследовании.

Следует отметить, что защитником по уголовным делам (ст.49 УПК РФ) могут быть не только адвокаты, но и, наряду с ними, близкие родственники или любое другое лицо, которое подозреваемый или обвиняемый просит допустить в качестве защитника. Конституционный суд РФ уточнил, что привлекаемый к защите близкий родственник или иное лицо, должны обладать необходимыми юридическими знаниями (Постановление от 28.01.1997 года), но если близкий родственник или иное лицо, участвуют вместе с защитником-адвокатом, то они не обязаны обладать юридическими знаниями, и могут участвовать, если нет предусмотренных УПК РФ обстоятельств, которые исключают участие в деле в качестве защитника (Определение 2004 года №160-0), чтобы подозреваемый или обвиняемый получил гарантированную государством квалифицированную юридическую помощь.

Однако уголовно-процессуальный статус защитника до сих пор является спорным среди правоведов. Некоторые учёные считают защитника «помощником суда» в определении всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела (М.А. Чельцов). Другие правоведы спорят с ними, считая, что в нормах права нет таких фигур как помощник следователя или помощник суда (Ф.Н. Фаткуллин). При этом они не учитывают факт независимости защитника в уголовном процессе от суда или следователя, в то же время защитник больше зависим от обвиняемого (подозреваемого). Третьи учёные-правоведы высказывают мысль, что защитник — это, скорее, представитель обвиняемого или подозреваемого. Такое утверждение также оспаривается, т.к. к защитнику не переходят все права подзащитного (З. Зинатуллин).


Ограничения, с которыми сталкивается защита в ходе судебного производства.


Защитник в уголовном процессе — самостоятельный субъект, наделённый некоторыми правами и обязанностями.

Но часто, даже имеющиеся у защитника права, ограничиваются. Так, например, он вправе собирать доказательства по делу (ч.3 ст.86 УПК РФ), но они всегда отклоняются следователем.

Конечно, защитник может обжаловать это решение прокурору, но не всегда такое действие идёт на пользу подзащитному.

Сложная ситуация и с допустимостью собранных защитой доказательств. Такие доказательства являются ими по содержанию, но по процессуальному оформлению — тому, что закрепляет закон и признаёт допустимым для доказательств — такие вещественные доказательства отклоняются и не признаются допустимыми. Получается, что для признания судом собранных защитником доказательств, необходимо, чтобы их осмотрели и приобщили к делу следователь, прокурор или суд. Если же этого не сделано, то защитнику, скорее всего, откажут в приобщении собранных им доказательств.

Существуют и другие проблемы участия защитника в уголовном судопроизводстве. Так, например, существует коллизия между законом об адвокатуре и законодательством о здравоохранении. В соответствии с первым законом, защитник имеет право запрашивать информацию из лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лиц. Однако, согласно законодательству о здравоохранении, защитник (адвокат) не входит в круг лиц, которым такая информация может быть предоставлена без согласия пациента. При этом, данная информация может быть предоставлена органам дознания или суду. Получается, что защитник находится в неравном положении с обвиняющей стороной. Защитник не может в полной мере оказать услугу своему подзащитному.


Какой выход из этой ситуации?


Моё мнение, как и мнение многих адвокатов, то, что нормы УПК РФ, а именно ст. 86, нуждаются в редакции, так как существующая диспозиция нарушает принцип состязательности сторон, ставя их в неравное положение. Несмотря на то, что защитник (по тому же уголовному закону) предстаёт самостоятельным участником уголовного судопроизводства, выполняющим защиту подозреваемого или обвиняемого, он не имеет в полном объёме необходимых для этого полномочий.

 
 
 

Comments


bottom of page