Новая «старая» мера пресечения
- Денис Наставшев
- 1 нояб. 2022 г.
- 2 мин. чтения
В апреле 2018 года в России была введена новая мера пресечения для подсудимых и подследственных, которая получила название «Запрет определенных действий» (ст.105.1 УПК РФ). Новая мера должна стать гуманной альтернативой содержанию под стражей. При этом ранее подобных мер пресечения российский уголовный процесс никогда не содержал. Однако, многие правоведы отмечают, что новая мера пресечения очень похожа на такую меру пресечения, как домашний арест, которая также является альтернативой заключению под стражу.

Запрет определенных действий (ст.105.1 УПК РФ).
В качестве меры пресечения, запрет на совершение определенных действий применяется по решению суда в любой момент уголовного расследования, в случаях, когда нет возможности применить другую, более мягкую меру пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. Новая мера пресечения заключается в том, что на указанных лиц возлагается ряд запретов, например, выходить за пределы жилого помещения, общаться с некоторыми людьми, использовать сеть Интернет и другие, указанные в законе. Кроме того, данная мера пресечения налагает и обязанности на подозреваемого или обвиняемого. Так, лицо, на которое возложен запрет совершения определенных действий, должно своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда. Срок наложения запрета зависит от тяжести преступления и колеблется от 12 до 36 месяцев.
Насколько эта мера адекватна в сложившейся судебной системе?
Многие правоведы отмечают, что новая мера пресечения очень похожа на такую меру пресечения, как домашний арест, которая также является альтернативой заключению под стражу. Следует отметить, несмотря на большой процент домашнего ареста в общей массе мер пресечения, эта мера не стала альтернативой заключению под стражу. Статистика показывает, что должностные лица и государственные органы, которые ведут производство по уголовным делам, всё так же отдают предпочтение таким мерам пресечения, как заключение под стражу или подписка о невыезде.
Таким образом, введение в УПК РФ новой меры пресечения в виде запрета на совершение определенных действий, всего лишь способ ещё больше уменьшить количество заключений под стражу, так как некоторые запреты больше похожи на домашний арест. Тем самым возможно сэкономить средства федерального бюджета, которые тратятся на лиц, находящихся в следственных изоляторах.
Сама идея новой меры пресечения, в целом, неплохая, и авторы нововведения подошли к вопросу разработки нормы детально, изучив подобные запреты в зарубежных странах. Но при этом они не учли реальное положение дел в России и уровень технического развития. Например, при возложении запрета покидать жилище, авторы нововведения не учли, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый могут проживать в условиях, когда туалет или баня могут располагаться вне жилого дома, но на одном с ним земельном участке. Также оставили без внимания тот факт, что в судебной практике уже давно используется термин «домовладение», охватывающий и сам дом, и иные постройки на одном земельном участке. Неэффективной также следует признать запрет использовать средства связи и Интернет, так как в современных условиях развития средств связи, создать действенный контроль за их использованием невозможно либо очень затруднительно.
Установление запретов статьи 105.1 УПК РФ требует дополнительных финансовых затрат на обеспечение контроля за соблюдением ограничений, предусмотренных указанной статьёй, что противоречит основной идее об уменьшении нагрузки на бюджет.
Таким образом, следует отметить, что новая мера пресечения — это всего лишь изменённый вариант статьи 107 УПК РФ о домашнем аресте. Причём законодатель, введением новой меры пресечения, не только не улучшил положение, но и добавил новые проблемы, которые усложняют деятельность субъектов уголовного процесса.
Comentarios